ЭТО ИНТЕРЕСНО! Директивы в воспитании детей.
Их психологическое значение
Поведение родителей бессознательно «выдает» их воспитательные установки. В частности, их
можно наблюдать в директивах, которые
могут стать объектом внимательного изучения и помощи родителям (при необходимости) в коррекции поведения. Психолого-педагогическая работа требует осознанной
фиксации фактов.
Как
выглядят родительские установки в повседневной жизни? Возможно, в виде таких часто повторяющихся фраз, как: «Горюшко ты мое», «Глаза бы мои на тебя не глядели»,
«За что мне такое наказание?», «Что
ты ведешь себя, как маленький?», «Когда же ты, наконец, поумнеешь?» и
т.п. Почему так получается со взрослыми
людьми, уже выросшими и переставшими быть детьми: всякий раз,
когда нужно начать важное дело, оно откладывается на последний момент и выполняется
либо без удовольствия, либо в страшной
спешке; или человеку не составляет труда что-то сделать для другого, а себе он не в состоянии помочь; или
человек трудолюбив, старателен, но в
жизни чрезвычайно «невезуч»: все лопается в последний момент как будто по независящим от него причинам; или во взаимоотношениях с другими человек
постоянно оказывается в роли жертвы, которую все обманывают и бросают? И,
наверно, всем знакомы люди, которые на работе постоянно жалуются на
головную (другую) боль, а когда им предлагают помощь (отпускают домой, предлагают лекарства, совет врача), они отказываются,
оставаясь при своем.
Это результат скрытого родительского «обучения», впервые описанного американскими
психотерапевтами М.Р. Гоулдингами и названного им «родительскими директивами».
Таких директив выделено 12,
но каждая имеет не один вариант (см. ниже)
Любовь маленького ребенка к родителям всегда безусловна, ребенок не выдвигает
родителям требования (но по крайней мере, до определенного возраста, и то,
возможно, научившись этому у самих родителей, по их примеру): «Я буду
любить тебя, если ты...» Опознание скрытого родительского обучения в потоке
обыденной жизни
и понимание сути этого программирования может помочь родителям скорректировать процесс воспитания и развития ребенка, сделать его гармоничным.
Директивы отличаются от морали тем, ЧТО если последняя сознательна, то к
помощи первых родители прибегают потому что
а) их так воспитывали,
б) они не умеют по-другому
управиться со своим ребенком.
Поэтому избежать директив трудно, но зависимость от них не фатальна
Поэтому, избегайте директив!
Не программируйте своих детей на их
безрадостное будущее!
Как говориться в пословице: «Что посеешь,
то и пожнешь»
Примеры высказываний,
характеризующих каждую из директив:
1.
«Не живи»:
«Глаза бы мои на тебя не глядели»;
"Мне не нужен такой
плохой мальчик».
2. «Не будь ребенком»:
«Что
ты ведешь себя как маленький!?»;
«Пора
стать самостоятельнее»;
«Ты уже не
ребенок, чтобы...»
3. «Не расти»:
«Ты
еще мал, чтобы...»;
«Мама
тебя никогда не бросит»;
«Не торопись взрослеть».
4. «Не думай»:
«Не
рассуждай, а делай то, что говорю»;
«Не умничай».
5. «Не чувствуй»:
«Как тебе не стыдно бояться...»;
«Как ты смеешь злиться на...»;
«Не сахарный, не стеклянный и пр.».
6. «Не достигай успеха»:
«Дай я сам, у тебя все равно ничего не получится»
7. «Не будь
лидером»:
«Будь как все»;
«Не высовывайся,
не выделяйся».
8. «Не принадлежи»:
«Ты ведь у меня не такой, как
все».
9. «Не доверяй / не будь близким»:
«Кроме
меня, ты никому не нужен».
10. «Не делай сам»:
«Не делай сам — это опасно, за
тебя буду делать я».
«Не делай сам,
подожди меня».
11.«Не будь самим собой»:
«Будь
похожим на...»;
«Смотри, как делает
(тот-то)...»;
«Почему Саша может, а ты нет»
12.«Не
чувствуй себя хорошо»:
«Хоть
он у меня и слабенький, а сам...
(далее описывается действие ребенка)»
Директива – это
скрытое приказание, неявно сформулированное словами или действиями родителя, за
не исполнение которого ребенок не будет наказан явно, но будет наказан косвенно
– собственным чувством вины перед родителем, давшим такую директиву |